Сенсоринка

Консультация для родителей «Развитие сенсорных систем в домашних условиях»

Консультация для родителей

«Развитие сенсорных систем ребенка в домашних условиях»

f42ccbd8f881a30338375c673dff383a.jpg

Сенсорная система – совокупность периферических и центральных структур нервной системы, которые отвечают за восприятие различных сигналов из окружающей среды. Современная наука выделяет зрительную, вестибулярную, вкусовую, обонятельную, мышечную, тактильную сенсорные системы. Если все они корректно выполняют свои функции, то ребенок при этом полноценно и своевременно растет, и развивается.

Из-за определенных внешних и внутренних факторов сенсорные системы ребенка могут работать некорректно, передавая внешние раздражители в мозг ребенка искаженно. В таких случаях, ребенку необходима помощь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Итак, если Вы заметили, что ребенок избегает яркого света, избегает зрительного контакта с другими, часто натыкается на различные объекты, трудно оценивает расстояние между объектами, то можно предположить некорректную работу зрительной сенсорной системы. Мы можем помочь ребенку используя специальные игры и упражнения, которые корректируют ее работу. Например, «Чего не стало?», «Раз, два, три, цвет предмета назови!», «Найди отличия», «Кто больше запомнит?», «Что изменилось?», «Что спрятано (игры с фонариком)», «Скажи, что видишь», «Наперстки», «Светофор», «Найди предметы нужного цвета», «Разложи по цвету», «Разложи по образцу» и др.

При проблемах с вестибулярной сенсорной системой ребенок не может спокойно усидеть на месте, качает головой, качается туда-сюда на стуле, подскакивает, любит долго качаться на каруселях, либо же на оборот, боятся упасть, очень медленно двигается, испытывает страх высоты. В таком случае необходимы следующие игры и упражнения: упражнения на движущейся платформе, катание с горки, качание в гамаке, игры с большим мячом, движение с изменением направления, ходьба по ленте, канату, выполнение заданий, сидя на неустойчивой поверхности.

В случае, если ребенок предпочитает не двигаться, имеет низкий мышечный тонус, слабый захват, постоянно роняет вещи, грызет ногти, накручивает волосы, плохо осознает положение своего тела в пространстве, возможно есть проблемы с мышечной сенсорной системой. Для того чтобы помочь ребенку можно использовать следующие игры: упражнения для развития мелкой моторики (игра «Золушка», пальчиковые игры с элементами самомассажа с шишками или орехами, различные шнуровки, игры с прищепками и т.д), упражнение «Поймай лису», когда нужно определить к какой части тела прикоснулся предмет, перенос мешочков на голове, перенос шариков в ложках, игровые упражнения «Проползи и не задень», «Пройди тихо».

При некорректной работе тактильной сенсорной системы Вы можете отметить, что ребенку не нравится, когда прикасаются к его волосам, расчёсывают, он может отвергать ласку, объятия и поцелуи, избегать прикосновений к определенным текстурам, поверхностям, не чувствовать, что у него грязное лицо, ходить босиком, не жалуясь на острый гравий, горячий песок. В таком случае уместными будут следующие упражнения: игры с кинетическим и обычным песком, упражнения с различными сенсорными коробками, игра «Найди наощупь», ходьба по ортопедическим коврикам, упражнение «Угадай, чем прикоснулись», упражнения со слаймом, с пеной для бритья, с воздушным пластилином, упражнения в сухом бассейне и т.д.

Если Вы заметили, что Ваш ребенок тревожится из-за внезапного шума, негативно реагирует на металлические звуки, скрежет столовых приборов, на многие звуки закрывает уши, либо же испытывает трудности с запоминанием, повторением текста, имеет плохое чувство ритма, возможно его слуховая сенсорная система работает не на полную силу. Для ее развития мы можем использовать следующие игры и упражнения: «Угадай, что звучит» (можно использовать различные подборки, например, звуки природы, голоса животных и птиц, бытовые звуки, звуки музыкальных инструментов и т.д.), «Угадай, где позвонили» (как вариант, где постучали, где похлопали и т.д), «Угода, кто позвал», «Медленно, быстрее, быстро» (когда ребенку предлагается двигаться в зависимости от громкости и ритма музыкального сопровождения, «Ритмическое эхо», игры-драматизации на звукоподражание «Колобок», «Теремок» и др., «Отвернись и угадай по чему постучали», «Найди пару по звучанию», музыкальные игры «Птички и мишки», «Воробышки и автомобиль» и др.

Если Вы обратили внимание на то, что ребенок избегает еды с очень сильным запахом, избегает пробовать новые блюда, либо же может не реагировать на сильно приправленную, острую или соленую еду, берет в рот и облизывает предметы, ест смешанную еду (например, сладкую и соленую), но, возможно его вкусовая сенсорная система нуждается в коррекции. Для решения этой проблемы можно использовать такие игры: «Угадай по вкусу», «Найди самый насыщенный вкус», «Найди похожие вкусы», «Скажи, какой на вкус», «Красивый и вкусный», «Придумай самое вкусное блюдо» и т.д.

При нарушении в работе обонятельной сенсорной системы ребенок может избегать еды с очень сильным запахом, избегать ходить в ванную, туалет, избегать других детей, особенно в грязной и плохо пахнущей одежде, либо же наоборот, не замечать неприятных запахов, иметь трудности с интерпретацией запахов. В таком случае рекомендуем поиграть с ребенком ы игру «Угадай по запаху», «Найди по запаху, где спрятано», «Любимый запах», «Что сегодня на обед?», «Приятный и неприятный запах»

Таким образом, в дошкольном возрасте в домашних условиях можно в игровой форме корректировать и восстанавливать работу всех сенсорных систем, так как этот возраст является сенситивным периодом для их развития. Все предложенные игры ребята встречают с интересом, а результат не заставит себя долго ждать.

21 января 2023 в 13:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.